Режиссер театра юного зрителя о том, почему один спектакль способен заменить пять аптек
Индустрия детских развлечений привлекательна, как никогда прежде. Мультики, компьютерные «игрушки», аттракционы на любой кошелек… Может, театр безнадежно устарел? На этот и другие вопросы мы ищем ответы вместе с режиссером ТЮЗа «Время тайн» Андреем Юниным.
— Как это – устарел? – протестует Андрей Степанович. — Ни одна компьютерная игра не заменит ребенку общение с живым существом. Зритель слышит дыхание актера на сцене, видит блеск его глаз, распахивает дверцы своей души навстречу Другому – и между ними неожиданно рождается живой контакт, этакий диалог… А ведь общение — самое великое чудо на земле. Исцеляющее чудо. Кто-то даже сказал, что спектакль заменяет пять аптек… Это касается не только зрителей, но и актеров. Бывали случаи, когда наши юные лицедеи выходили на сцену с температурой – а на поклоне чувствовали себя здоровыми. Я считаю, детей в театр приводить не только можно, но и – нужно. Хорошо, что многие родители это понимают: зрительские места у нас редко пустуют.
— Нужна ли ребенку на спектакле компания взрослого?
— Да, и мы удивляемся, когда мама просит нас присмотреть за малышом, а сама собирается побегать по магазинам. Ведь театр – это в том числе терапия семейных отношений. Во время спектакля родитель и ребенок тоже находятся в непрерывном контакте. Они видят реакцию друг друга на те или иные события на сцене, наблюдают, на что откликается тот, кто рядом, — и это способно улучшить взаимопонимание за пределами театра. Допустим, мальчик восторженно наблюдал за Карлсоном в спектакле. «Давай полетаем, как Карлсон!» — предлагает потом отец на детской площадке, когда приходит пора идти домой, — и обычно упиравшийся малыш отзывается…
— Театр юного зрителя, скорее – нянька, которая развлекает, или воспитатель, задача которого — образовывать?
— Театр — это в равной мере и развлечение, и развитие. Но, я полагаю, прежде всего он учит распознавать и любить доброе в себе, людях, жизни. Даже довольно жестокие по природе русские сказки, где Баба Яга – страшна, на Калиновом мосту – кровь, а Колобка – съедают, мы стараемся делать веселыми и более человечными… Мне хочется верить, что после наших постановок зритель становится душевно красивее, лучше, даже начинает по-новому смотреть на жизнь. Однажды я получил благодарность от человека с судимостью: наша «Гроза», поставленная по пьесе Островского, заставила его задуматься о том, чтобы изменить свою жизнь.
— Объясните, почему в ваших спектаклях много интерактива.
— Когда по залу идет актер – здоровается за руку, разговаривает, да еще раздает конфеты: это же такое удовольствие для маленьких зрителей! Иногда мы вызываем их на сцену — и дети радостно откликаются… Помню, в спектакле «Фильм, фильм, фильм» роль Принцессы вызвалась исполнить застенчивая девочка. Ей всего-то нужно было пропеть «Ни-че-го я не хо-чу!». Но она успела почувствовать себя звездочкой, увидела теплую реакцию зала, а после спектакля услышала от родителей восторженное «Молодец!». Это окрыляет. Кстати, именно так – из зала — к нам пришли многие юные актеры. Например, Андрей Смиреннов, который стал первым в области стипендиатом Министерства культуры, а сегодня играет в театре на Таганке в Москве.
— С какого возраста стоит приводить ребенка в театр?
— Когда малыш еще находится в утробе матери. Не случайно мы приглашаем на свои спектакли беременных женщин: мама смотрит, радуется, переживает, и ребенок чувствует эти эмоции, что-то в нем начинает происходить… Ограничений в возрасте, на мой взгляд, не существует. Но зрителей до 4 лет я бы рекомендовал водить на кукольные спектакли: они доступны пониманию и продолжаются комфортный промежуток времени – как правило, не более получаса.
— Наверняка есть правила хорошего тона, с которыми ребенка стоит познакомить заранее…
— Вообще, к походу в театр нужно подготовиться. Должно возникнуть ощущение, будто идешь к дорогому другу. Что касается одежды — не кеды, не трико и, в идеале, даже не джинсы. Необходимо напомнить ребенку, что во время спектакля нельзя разговаривать и, конечно, жевать. Дети зачастую заходят к нам, как в кинотеатр, — с поп-корном, колой и картошкой фри. Мы просим отдать все это нам на хранение до конца спектакля. Ну и конечно, по дороге домой или дома родителям стоит обсудить с детьми: о чем была постановка, что понравилось, а что нет. Впрочем, бывает, что ответы на эти вопросы приходят к ребенку несколько дней спустя, и торопить его не надо…
Наша справка
Андрей Юнин – режиссер муниципального ТЮЗа «Время тайн», открывшегося в 1988 году. Поставил более 60 спектаклей, многие из которых были отмечены на областных и российских фестивалях и конкурсах. Воспитал около 200 девчонок и мальчишек, для трех десятков их них театр стал профессией.
Написать ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.