Театр «Время тайн» поставил спектакль по мотивам рассказов Михаила Зощенко
Театр «Время тайн» выпустил премьеру «Непридуманных историй», и тем самым приоткрыл перед современным зрителем окошко в мир «вкуснейшей» литературной классики. Спектакль по мотивам рассказов Михаила Зощенко, поставленный на деньги Федерального проекта «Театры — детям», ориентирован главным образом на подростковую аудиторию и призван донести до нее важность таких человеческих ценностей, как дружба и любовь. Но вместе с тем постановку стремится увидеть гораздо более возрастная публика, которая – редкий случай – приходит в ТЮЗ самостоятельно, а не только в качестве «команды поддержки».
— Зощенко очень актуален в наши дни, — объясняет выбор материала режиссер-постановщик Андрей Юнин. – Просто удивительно, как реалии начала прошлого века понимаются и принимаются сегодняшними зрителями, хотя, казалось бы, другое время, другие обстоятельства… Взять ту же «Историю болезни»: встретившись с государственной медициной, как и герой рассказа, многие из нас сегодня предпочитают «хворать дома». Да и люди во многом остались прежними. Не случайно во время спектакля то и дело раздается хохот: в незадачливых, глуповатых и грубоватых героях зощенковской сатиры мы вдруг узнаем себя. Мне хочется верить, что благодаря этому смеху у зрителя появляется возможность взглянуть на себя со стороны, и может быть, стать немного лучше.
В основу импровизации, предложенной театром «Время тайн», легли шесть коротеньких новелл – кроме названной, это «Любовь», «Аристократка», «Жених», «Стакан» и «Нервные люди». Герои и ситуации разные, «общий знаменатель» — один. Режиссер старается скрепить рассказы, ставшие частью единого целого, еще и формально. В качестве такой «иголки с ниткой» выступает музыка. С гитарой и простенькой, под стать персонажам, дворовой песенкой «про любовь» на сцене появляется Захар Брылев. По ходу действия ту же песенку «процитируют» — каждый на свой лад – другие актеры. Сам режиссер в образе рубахи-парня, в кепке-пирожке, дважды появляется перед зрителем с баяном, исполняя ностальгические мелодии советской поры.
Действо происходит в одном – условном – городе, каким мог быть «какой угодно город». Сценография то лаконична (черные стены – радиоприемник — бельевая веревка с прищепками), то поражает обилием подробностей, призванных окунуть зрителя в атмосферу нэпа. В «Нервных людях», например, в деталях воссоздается атмосфера коммуналки с ее примусами, железными тазами, чугунными утюгами, с огромным «объединяющим» столом с соленьями-вареньями, картошкой в мундире и салом (когда его выносят на сцену, в зале чувствуется соблазнительный аромат пряностей).
Режиссер не пытается осовременить классику. Юнин относится к ней с уважением, даже почтением, выступая, скорее, в ипостаси хранителя, чем новатора. Он остается предан литературному первоисточнику – писательский текст с лексикой и синтаксисом «народа, улицы», воспроизводится, кажется, даже с учетом знаков препинания.
Мир, созданный Зощенко, густо населен. Неудивительно, что в премьере каждый из 11 актеров ТЮЗа, то и дело меняя костюмы и «маски», выходит на сцену в нескольких амплуа: в общей сложности артистами театра создано более 40 сатирических типажей. Они рассказывают «Непридуманные истории» живо, экспрессивно и с юмором, отличающим произведения писателя — «местами нежным, местами грубовато-прямодушным».
Ведущая актриса театра Лариса Юнина хороша в образах язвительной аристократки и прижимистой Марьи Васильевны Блохиной. Екатерина Юнина убедительно играет романтичную Машеньку («Любовь») и грубоватую солдатку («Жених»). Александр Кумановский запоминается в роли незадачливого Григория Ивановича («Аристократка»), а Алексей Ямин – в роли безумного доктора («История болезни»).
Яркие, характерные типажи созданы Никитой Радионовым. Актер без профессионального образования является публике в образах один интереснее другого, от циничного грабителя и принципиального жениха Егорки Басова – до живописного представителя еврейской национальности.
— В рассказе «Стакан» среди персонажей вообще-то нет еврея, – напоминает между тем Никита. – Но я разглядел персонажа именно так, возможно, Михаил Михайлович намекнул на это через поступки, через финальный монолог… Этот и другие образы «смонтированы» мной самостоятельно, благо, режиссер дает свободу творчеству. Для еврея на первую репетицию я принес жилетку, значок октябренка, ермолку и собрал то, что было в костюмерной — нарукавники, шляпу, счеты… А уже потом наш замечательный художник Лена Соколова создавала нам костюмы, отталкиваясь от наших идей.
— У меня очень большая родня, — рассказал актер. — Я рос в многонациональной семье в Казахстане. Могу сказать, что в «Непридуманных историях» в каждом рассказе есть частичка характера одного из моих родственников. Конечно, это не копии близких мне людей: я беру яркую черту и миксую ее с образом автора, добавляя в эту гремучую смесь дольки сочного юмора, где это возможно, чтобы не было приторно, ну а потом — просто угощаю зрителя.
Угощение получилось особенным. Возможно, потому, что режиссерской задумке удалось основательно «настояться», созреть – идею «вывести на сцену» Зощенко в театре «Время тайн» вынашивали очень давно. Возможно, это лучший подарок, который коллектив сделал себе и зрителю к 30-летию театра, которое отмечается в эти дни…
Наша справка
Интересно, что к рождению «Непридуманных историй» самым непосредственным образом причастен легенда российского театра и кино Сергей Безруков. Он возглавляет общественный совет проекта партии «Единая Россия» «Театры – детям», в рамках которого новокуйбышевский театр получил на постановку спектакля 600 тысяч рублей. На эти средства сшиты или закуплены костюмы, изготовлены декорации, приобретено музыкальное и техническое оборудование. На недавней встрече с режиссерами театров за круглым столом в Самаре Безруков заявил о желании посмотреть все спектакли проекта, включая «Непридуманные истории».
Анна Кузьминых
ФОТО: Денис Князьков
Написать ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.